Персик, пастель
Керамика
Перед грозой
Русская живопись
Круглова Ирина
Древняя Русь. Мифы
Антикварные вещицы
Родные края
Москва. Живопись.
Медовая гора
Сентябрьское утро
Акварель. Кистяева
Арина
Натюрморт Цветы
Позитивные картины
Пейзажи. Аникин А.
Балерины
Продажа икон
Александр Наивный
Горный пейзаж
картины живопись художник реализм
Птюхин Василий Иванович (Россия, Вологда)
Живописец
Художник-живописец Василий Иванович ПТЮХИН родился в 1948 году на острове Итурупе на Курилах у подножья вулкана
Богдан Хмельнитский. Окончил Дальневосточный институт искусств по специальности "Живопись". Сейчас живет и работает
в старинном русском городе Вологде. Член Союза Художников России. Участник региональных, всероссийских,
международных и зарубежных выставок. Его работы находятся в частных коллекциях России, Англии, Франции, Королевства Нидерландов, США, Германии, Испании, Португалии, Абхазии, Украины, Венгрии и Югославии, Китая, а также в музеях и картинных галереях.

Выставочную деятельность начал в 1975 году на Дальнем востоке. Это были краевые выставки, которые проходили в городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Затем последовало бесчисленное множество коллективных и персональных выставок в городах Томск, Красноярск, Вологда, Киров, Ярославль, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Москва.
Художник работает в манере реалистической школы живописи, того ее направления, что тяготеет не к максимально натуралистическому изображению, а к символическому осмыслению сюжета. Прежде всего, стоит отметить сам факт обращения художника к историческим темам, столь нехарактерного для современного искусства. Это свойство человека, которому есть, что сказать и который может выразить свои мысли на холсте.

Рожденный и выросший среди океанских просторов, он, кажется, впитал в себя энергию вольного морского ветра, океанский размах и чувство независимости. Он не ограничивается, как это часто бывает, сюжетами местечка, к которому он привязан географически. Фрагменты античной истории, евангельский сюжет, сцены из русской истории – стали темами для работ Василия Птюхина. Немногословные и лаконичные композиционно, в достаточной мере условные по цвету, они приближаются к некой знаковости (таковы, к примеру, полотна "Диспут", "Домициан, ты не прав", "Царская невеста", "К новым берегам", "Набат").

Обратимся к некоторым из них. Вот, например, "Диспут". Средневековая инквизиция. Казалось бы, где средневековье, и где мы, однако нет ничего случайного в подобных сюжетах – и в наше время от имени господа людей унижают, мучают и убивают по всему миру. А что вытворяет инквизиция светская! Художник с отзывчивой душой не может пройти мимо равнодушно. Но вернемся к самой картине. Рисунок условный, ничего лишнего. Академическая выучка гармонично сочетается с подчинением натуры творческому замыслу автора. Неестественные изломы, нарушение перспективы – не мешают восприятию картины, но помогают создать композиционное пространство. Вместе с тем, художник использует приемы, выработанные еще во времена Возрождения, как бы давая понять зрителю, что, несмотря на актуальность темы, речь все-таки идет о временах далеких. Внимательный и вдумчивый зритель даже поймет, о ком идет речь. Если присмотреться, то на бумаге, которую держит в руке монах, изображена схема движения планет. Вглядываемся в лицо человека, прикованного к стене и держащего свечу – да, мы догадались, конечно же – это Джордано Филиппе Бруно, но не тот изящный юноша, которого мы помним по известной гравюре, а постаревший, обросший и измученный. Тот, кто знаком с протоколами инквизиции, может сказать: "Все было не так. На этих допросах, лицемерно называемых диспутами, узника ставили на колени посреди зала, а его мучители возвышались над ним, как бы напоминая о том, что они-то и есть представители бога на земле". Все это так, но, если бы художник документально воспроизвел все это действо на полотне, то получилась бы неплохая иллюстрация к этим документам, а искусство ничего не выиграло бы. Хотелось бы еще отметить умелое обращение со светом: два источника света – доминирующий желтый, символ огня, как бы предвосхищающий судьбу героя, и небольшое количество голубого, светящегося, как слабая надежда - удачно освещают лица и одежду персонажей. Не знаю, думал ли мастер об этих ассоциациях, но, право же, получилось очень неплохо. Картина написана в конце ХХ века, к 400-летию гибели замечательного мыслителя и поэта. За разговорами о страданиях церкви и несчастных христианах, мало кто вспомнил об этом в нашей стране.

А вот и еще один сюжет из наших времен: "Домициан, ты не прав". Не правда ли, знакомая фраза? Ну, это затем, чтобы зритель не забывал, что речь идет не только о времени оно – аллюзия налицо. Конечно, в наше время артистов не изгоняют с концертных площадок, теперь другие способы расправляться с культурой и оттого, что это происходит непреднамеренно, творцам не легче. Но не надо думать, что картина – замаскированный плакат. Это живая сцена на античную тему, которая найдет своего благодарного зрителя. Она вообще никак не привязана к какому-либо конкретному случаю и, если бы не профессиональное исполнение, вполне могла бы сойти за лубок, на что настраивает и небольшой размер работы.
Из древнего Рима "Царская невеста" переносит нас в средневековую Русь. Побывавшие в Московском Кремле сразу узнают знакомый интерьер. Художнику не пришлось долго раздумывать над цветовой гаммой – здесь все списано с натуры, кроме фигур, конечно. Казалось бы, игривый сюжет, десяток лет назад его назвали бы даже смелым, однако и здесь не все так просто.

Пускай, освобождаясь от оков
одежды плоть грешна и набухает
концами пальцев подбородка и сосков
пускай она сияет в этом хае

Пускай взлетит и опояшет кнут
Не убоясь моей девичьей стати
пускай меня осудят и вернут
на двор отцу с позорною печатью

Стихи, написанные известной писательницей Галиной Щекиной по поводу этой картины, опять наводят на мысли о насилии над личностью. Кажется, не убежать нам от этой темы, но вот перед нами картина "К новым берегам". Человек гордый и свободный отправляется открывать новые земли. Даже попы, которым автор явно не симпатизирует, здесь играют позитивную роль. Вот как сам художник рассказывает об этой картине: "Когда на пленере в Великом Устюге я рисовал церковь, я, конечно, обошел ее вокруг, прочитал надпись на мемориальной доске и, вдруг, сердце екнуло – дата ее построения совпадает с датой начала великих открытий у нас в Сибири и на Дальнем востоке. А если вспомнить, что великие первопроходцы Дежнев, Попов и Атласов произошли из этих мест, то не исключено, что и они видели эту архитектуру и, может быть, от этого места отходили их незамысловатые суда. Тут же возник сюжет. В процессе эскизирования церковь постепенно исчезла, а фигуры остались. Черно-белый вариант был готов, но вот колорит как-то не находился. Хотелось сделать что-то особенное, тем более подобные картины мне уже встречались на выставках. В результате было решено отказаться от дальнейшей работы. Но вот однажды я услышал интервью режиссера кинофильма "Человек-амфибия", где он рассказывал, как долго не мог подобрать актера на роль Ихтиандра и, вдруг, он увидел Владимира Коренева с его невероятно синими глазами. "Вот он, мой герой", - подумал режиссер. "Вот он, мой колорит", - подумал я. Сначала картина была синей - синей, почти гризайльной, но потом я ее как-то раскрасил, о чем теперь жалею".

Картина "Набат" - еще одна страница русской истории. Точнее, тысячи страничек, слившихся в одном образе. Маленький человек, бьющий в огромный колокол, обреченный на смерть, вызывает не жалость, но восхищение. Невольно на ум приходит мысль: пока есть такие герои на земле Русской, России – быть. Полотно решено доходчиво и очень рационально: за счет того, что оно обозначено одной фигурой, художнику удалось показать максимум экспрессии, и вместе с тем, мы чувствуем многоплановость композиции, но не благодаря перспективным изыскам, а потому, что зритель понимает – этот набат слышит множество сограждан. А теперь, благодаря художнику, его слышим и мы. Экспрессивен рисунок, экспрессивен контрастный будоражащий цвет и, кажется, экзальтирован автор, наносящий на холст эти крупные пятна яркой краски. От дрожания размыты границы колокола. В натуре мы этого не видим, но художник хочет изобразить звук, и это у него получилось! Такой прием мог позволить себе только современный автор.

Ассоциативно-символичны и портреты, исполненные художником, это и портрет поэта Михаила Сопина, и "Камерата" – портретное изображение музыкально-поэтического квартета, и портрет пейзажиста Кочерыгина.

Каждый портрет, выполненный Птюхиным, особенно многофигурный – это тоже своеобразный сюжет. Так, например, если не знать, что "Камерата" - коллективный портрет, можно было бы подумать, что это просто сюжетная композиция на музыкальную тему. Работа эта заслуживает особого внимания. Она исполнена в стиле, имитирующем технику старых мастеров. Если бы не современная книга в руке центрального персонажа, можно было бы подумать, что и написана она в те времена. Но, приглядевшись внимательнее, мы обнаруживаем все больше и больше черт, характеризующих современную живопись. Это и лаконичность форм, граничащая с геометричностью, и условность изображения анатомических характеристик персонажей, и умышленное пренебрежение перспективой. А чего стоит фон - космическое пространство с очертаниями далеких галактик, о которых люди узнали только в последние годы. Как-будто бы музыка и поэзия Возрождения летят к нам через века. Картина выполнена монументально и вполне могла бы стать росписью какого-нибудь театра или какой-нибудь филармонии.

Герои портретов Василия Птюхина – это его ближайшее окружение. Здесь поэты, музыканты, художники. Вот, например, портрет пейзажиста Кочерыгина. Их долгое время связывала преподавательская работа в архитектурно-строительной академии. На переднем плане изображен художник, держащий этюд, как бы демонстрируя публике свой тонкий лиризм (здесь Птюхин проявил себя недюжинным копиистом). Задний план – это тот же пейзаж, но написанный мастером другого характера, темперамента и другой школы.
О портрете Сопина говорят его стихи:

И стал я немым обелиском
Над степью, где все сожжено.
И плакал –
Из камня –
О близком,
О том, что вернуть не дано:
Где был
И жесток, и неласков,
И слышал,
Как ровно дыша
Кричала во мне несогласно,
К любви призывая, душа.
Эмоциональная выразительность работ В. Птюхина часто строится на использовании практически открытого цвета (откровенности красного – в "Царской невесте", яркости оранжевого в "Набате"). В целом, цветовая насыщенность и декоративность свойственны и пейзажам, и натюрмортам художника. Монументальные по форме, выразительные по цвету, композиционно тяготеющие к знаку-символу работы живописца В. И. Птюхина неизменно находят своего зрителя среди любителей искусства.
1
2
3
4
5
Причал. Птюхин Василий Иванович
Зима. Птюхин Василий Иванович
Содема. Птюхин Василий Иванович
Причал
Зима
Содема
 
 
 
Мавки. Птюхин Василий Иванович
Домик в Андалузии. Птюхин Василий Иванович
Кактус. Птюхин Василий Иванович
Мавки
Домик в Андалузии
Кактус
 
 
 
Сказы. Птюхин Василий Иванович
Сретенье. Птюхин Василий Иванович
Зимний букет. Птюхин Василий Иванович
Сказы
Сретенье
Зимний букет
 
 
 
Искушение. Птюхин Василий Иванович
Дорога в Андалузии. Птюхин Василий Иванович
Падшие ангелы. Птюхин Василий Иванович
Искушение
Дорога в Андалузии
Падшие ангелы
 
 
 
Устюжане. Птюхин Василий Иванович
Иосиф. Птюхин Василий Иванович
Cон рыбака. Птюхин Василий Иванович
Устюжане
Иосиф
Cон рыбака
 
 
 
1
2
3
4
5
Продаём авторскую живопись и графику. Продаётся частная коллекция живописи, графики, акварели, репродукций, авторских жикле.
Продаётся в Москве красивая красная бутылка. Можно использовать для дизайна кухонных и жилых интерьеров. Можно разливать самогон и другие жидкости.
Яндекс.Метрика
Copyright © ARTRUSSIAN.COM 2001-2017